Алена Чубарова, Ирина Егорова

 

Непутёвая царевна (Королева фантазеров)

Происшествие из истории кукольного государства Витландии.

Действующие лица:

Сказочник – фантазер-преступник (этот персонаж в прологе – актёр, а в сказке – кукла) 

Виталина – непутевая царевна  

Вита – ее сестра, путевая царевна 

Витланд ХV – царь-отец  

Татаня – няня-воспитательница царских дочек 

Князь Бамбурей – витязь злобный, но прекрасный

Круассан – принц Кренделькерии 

Карабахан-Кизил-Бархам – сын султана Восточных империй

Переводчик сына султана

Во – королевич Мегагерции

Начальник стражи       

Посол Бамбурея,

Глашатай

Птичка   

Тюремщики    

Церемониймейстер    

Придворные

Дворцовая стража (двое стражников в прологе появляются – актёрами, а в сказке – куклами)

Народ

Пролог.

 

В прологе действуют артисты, а не куклы.

На сцене появляется Сказочник. Смотрит в зал.

Сказочник. Да, это вы! Я вас узнал! Вы мне сегодня приснились. Ведь вы любите сказки?

Зрители выражают согласие.

Тогда вы поможете мне сочинить сказку. Я, конечно, мог бы сочинить ее и сам, но ведь вместе гораздо интереснее!

Итак, в некотором царстве, некотором государстве… А как бы его назвать?.. Пирожкундия… Лимонандия… Торторен… Фантазиланд… Каксамхочундия… Витландия… (Звенят волшебные колокольчики.) О! Кажется, это название подходит!

Тогда царем в нашем государстве будет Витланд … Ммм.. скажем, пятнадцатый! Ну, что ж, начало сказки положено. У Витланда была красавица жена, царица Искряна, такая она была фантазерка… Все время что-то придумывала! И было у них две дочери, царевны Вита и Виталина. На первый взгляд сестры были очень похожи, но при этом двух более разных девушек трудно было себе представить. И вот однажды… Что же случилось однажды… Царица Искряна нарисовала радугу, (на кукольной сцене появляется радуга) О!.. радуга превратилась в сверкающий мостик. (Радуга превращается в мостик, появляется царица) Царица… м-да… царица пошла по ней прогуляться… а не пойти ли и нам в сказочную страну?..

Приглашает зрителей. Появляются воины-стражники. Видение на кукольной сцене исчезает.

1 стражник. Так, еще один нарушитель порядка!

2 стражник. Чем это вы тут занимаетесь?

Сказочник. Сказку сочиняем…

1 стражник. Ага! Сам признался.

2 стражник. Хватай его. Вяжи. В тюрьму его!

Сказочник. За что? В чем я виноват?

Стражники начинают связывать руки Сказочнику.

1 стражник. Он еще спрашивает.

2 стражник. Ты что, не слышал об указе царя Витланда?

Сказочник. Нет, а что за указ?

1 стражник. Фантазия в нашем государстве – самое страшное преступление!

2 стражник. Ты что, с Луны свалился? Вот уже 10 лет таких, как ты, в тюрьмах держат.

Сказочник. Но почему?

1 стражник. Только не надо дурачком прикидываться! Будто не знаешь, что 10 лет назад царица Искряна ушла по нарисованной радуге… И не вернулась!

2 стражник. Дофатазировалась!

Сказочник. Ой! Мы же её только что придумали… А уже 10 лет прошло… Как же в сказках время бежит!

1 стражник. Ты нам зубы не заговаривай!

2 стражник. Ну-ка, живо в тюрьму!

Сказочник. А как же сказка? Мы тут…

1 стражник. Ах, так ты не один? А где сообщники?

2 стражник (показывает на зал). Я понял – вот они! Все до единого.

1 стражник (чешет затылок). М-да, многовато… Вызываем подкрепление.

Сказочник. Нет, нет! Они тут совершенно ни при чём! Фантазировал только я.

2 стражник. Ладно, разберемся… Живо в тюрьму.

Сказочника уводят.

Сказочная кукольная сцена искрит, звенит, оживает.

 

Действие 1.

Сцена 1.

Вита, Виталина, Татаня, потом церемониймейстер и царь-отец.

В замке. Сказочная детская комната. Царевна Вита считает сказочные монеты и делает записи на приборе с кучей антенн, кнопок, рукояток – папютере (сказочный вариант компьютера). Во время работы прибор временами журчит, звенит, светится, выбрасывает цветные бумажки.

Вита. Это – на конфеты…

Это – на дискеты…

Это – на жвачку…

А это – в заначку…

Итого, накоплено у меня восемь плюс одна – девять монет.

 

Голос Татани.  Виталина! Виталина! Где же эта непутевая девчонка?

То здесь, то там слышится смех Виталины.

Я не играю в прятки! Вам пора за уроки, царевна Виталина!

 

В детскую комнату, где сидит Вита, вбегает Виталина, Непутевая царевна ищет, куда бы спрятаться, залезает в шкаф. Выглядывает оттуда.

Виталина. Сестрица, милая, не выдавай меня! (Прячется.)

Вита. Лучше садилась бы за уроки.

Входит няня Татаня, осматривает комнату. Не замечает ничего подозрительного.

Татаня. Вот Вита, вот хорошая девочка! Всегда делом занята. И никаких законов не нарушает. Ох-хо-хо… А твоя непутевая сестрица опять в оранжерее с цветами разговаривала… А теперь еще и убежала от меня, найти никак не могу.

Вита (демонстративно громко). Виталинка! Ты же себе делаешь хуже! Вылезай!

Виталина (из шкафа). И вовсе не хуже! Тут очень интересно.

Няня сначала не понимает, затем идет к шкафу, стучит в него.

Татаня. Царевна Виталина! Выходите немедленно!!!

Виталина покорно выходит.

Татаня. И как ей только не страшно в темном шкафу?!

Виталина. Ну что ты, Татанюшка! Там, в шкафу, живет один мой знакомый гном – Шкафунтик. Он угощает меня бантиковым чаем и вареньем из лунного света!

Вита. Я вчера перебрала все вещи в шкафу, никакого Шкафунтика там нет.

Татаня. Царевна Виталина! Вы целый день гуляете, значит, еще не приступали к занятиям. Только не говорите, что вы очень заняты!

Виталина. Нянюшка! Я уже позанималась с утра, а потом действительно была очень занята! Чайная роза прихорашивалась к свиданию с желтым тюльпаном. Я должна была ей помочь, она очень волновалась, это ведь самое первое ее свидание…

Татаня (громко строго). Хватит выдумывать! (Понизив голос ласково.) Девочка моя, ты же знаешь, что это запрещено.

Вита (осуждающе глядя на сестру из-за своего папютера). Дурочка – она и есть дурочка, что с нее взять.

Татаня. Если бы она была дурочкой! Но ведь она – хуже, много хуже… Вы даже не представляете себе, что будет, если узнают, что царская дочь… фанта… фантазерка… (Плачет.)

Вита. Нянечка Татанечка, никто ничего не узнает, мы будем держать это в секрете.

Татаня. Теперь вам нужно будет заниматься еще больше…

Виталина молча включает свой папютер, пытается погрузиться в уроки.

Татаня. …потому что скоро на смотрины приедут женихи.

Обе девушки изумлены и взволнованны, но каждая по-своему.

Вита. Женихи?

Виталина. Но ведь мы еще маленькие.

Татаня. Вчера вы были еще маленькие, а сегодня уже невесты… Как быстро летит время!

Сестры бросают папютеры, окружают няню.

Вита. Расскажи, расскажи, кто приедет, когда?

Татаня. Будет большой бал и разные турниры…

Виталина. Это, наверное, весело?

Вита. Это очень ответственно.

Татаня. И Виталина… она… она выдаст себя.

Вита. А мы запрем ее во дворце и всем скажем, что она умерла.

Виталина. Я умерла?.. Ой, как интересно...

Вита. Ну, пусть не умерла, а просто заболела и не может принять участие в празднике.

Виталина. Э, нет, пусть я потом умерла, а праздники я очень люблю!!!

Няня и Вита болезненно реагируют на этот возглас. Говорят о Виталине в третьем лице, будто ее и вовсе здесь нет.

Татаня. Мы не можем сказать, что она заболела. Ведь обман – это тоже фантазия, а значит преступление.

Вита. Да, действительно, что же делать?.. А! Мы можем дать ей какое-нибудь лекарство, чтобы она и вправду немножко поболела.

Виталина. Зачем лекарство? Я могу придумать себе какую-нибудь болезнь. Например: острая кукарекия! (Подбегает к сестре, срочно начиная новую игру.) Доктор! У меня немеют пальцы, кружится голова и все время хочется кукарекать! Это ведь верные симптомы кукарекии.

Татаня. Ну вот, опять она фантазирует… Что за беда такая!

Звучит торжественная музыка, появляется церемониймейстер.

Церемониймейстер. Его величество Витланд пятнадцатый, царь-отец!

Появляется Витланд, Царь-отец на его груди висит небольшой аппаратик-напоминальник, из него раздаётся хрюкающее-квакающий звук.

Царь- отец (в напоминальник). Правьте пока государством без меня, у меня пятиминутный перерыв на воспитание детей.

 

Сцена 2.

Те же и Витланд.

Дочери вскакивают, почтительно кланяются. Царь смотрит на них так, будто никогда не видел

Царь-отец. Что? Это мои дочери? Уже такие большие?

Татаня. Дети растут. Быстро.

Царь-отец. А я и не заметил…Когда же я видел их в последний раз? Все дела, государственные заботы. Да-а… Выросли. Выросли…

Вита (сознательно бодро). Растем на благо государства.

Виталина (мечтательно). Как грибы после дождя. Вот один мой знакомый подберезовик…

Няня Татаня нервно кашляет.

Царь-отец. Дочери мои! Я оторвался от важных государственных дел и пришел к вам не просто так! Я пришел сообщить очень важную для вас информацию.

Татаня. Смотрины?

Царь-отец. Первые женихи уже в пути. Вторые собираются. Третьи… (Не может ничего придумать, так как разучился выдумывать с тех пор, как запретил фантазию.) Впрочем, не важно. О третьих ничего не известно. Наше государство процветает. Наш народ живет в довольстве, у нас нет нищих и голодных. Немудрено, что у моих дочерей много женихов. Через месяц вы должны предстать перед женихами, гостями из заморских государств и вообще... перед народом. Вы должны продемонстрировать благоразумие, хорошие манеры, знание иностранных языков, папютерных программ и бухгалтерского учета.

Няня Татаня тяжело вздыхает, косясь на Виталину.

Вита. От меня все будут в восторге! Обещаю. У меня немного хромает адулезский язык, но за месяц я его подучу. А все остальное можете проверить прямо сейчас.

Виталина. А танцы? Танцы будут?

Царь-отец. Только церемониальные котильоны со строго выверенными фигурами. Никаких вольных импровизаций. (Татане.) Берите в помощь лучших учителей, через месяц девочки должны быть готовы. (из напоминальника доносится хрюкающе-квакающий звук) Мой напоминальник говорит, что мне пора.

Стремительно выходит.

 

Сцена 3.

Музыка.

Татаня объявляет.

Татаня. Понедельник. Царевны, у вас урок истории, географии, химии, алгебры…

Со всех сторон появляются учебники и тетрадки.

Вита. У меня снова одни пятерки!

Виталина. Не люблю я эти синусоиды, они всегда так кривляются.

Татаня. Среда. Уроки бухгалтерии, физики, геометрии, земельного права.

Виталина. А почему нет урока рисования?

Вита. Потому что не положено.

Царевны кружатся среди учебников. Появляется Птичка, Вита отмахивается от неё, Виталина засматривается на неё.

Татаня. Пятница. Царевна Виталина, учитель ждет!

Птичка улетает. Учебников уже так много, что они образуют целые стены, колонны, тумбы.

Вита. Мне нужны дополнительные занятия по физике.

Татаня. Воскресенье. Урок танцев.

Виталина. Наконец-то, мой любимый урок!

Татаня. Вторник. Уроки химии, информатики, орфографии, делопоризводства.

Присмиревшие на миг учебники, движутся с новой силой.

Вита. Мне нужны дополнительные занятия по математике.

Татаня. Четверг. Уроки каллиграфии, зарубежных языков, геологии.

Виталина (мечтательно). А мне сегодня приснилось…

Татаня. Суббота. Уроки юриспруденции, ботаники, археологии, аэродинамики.

Передвижения по сцене и ритм реплик нарастает.

Вита. Нужны дополнительные по бухгалтерии.

Виталина. Я устала.

Татаня. Понедельник. Урок информатики.

Вита. Дополнительные по этикету.

Виталина. Я уже все выучила. Можно немножко погулять.

Татаня. Четверг. Урок электротехники.

Вита. Нужны дополнительные.

Виталина. Зачем так много скучных предметов!

Татаня. Воскресенье. Урок домоводства.

Вита. Дополнительные!

Татаня. Понедельник. Урок анатомии.

Вита. Еще немножко – и я буду самой умной на свете!

Виталина. А я бы хотела быть самой доброй…

Татаня. Воскресенье.

Виталина неожиданно смеется, глядя наверх. Татаня и Вита смотрят на нее осуждающе-вопросительно.

Виталина. Вон то пятно на потолке так похоже на маленького котенка…

Негодование сестры и няни  заглушает голос церемониймейстера:

«Женихи к их высочествам царевнам Витландии».

Декорация из учебников и тетрадей исчезает.

 

Сцена 4.

Вита, Виталина, Царь, Татаня, Три жениха. Стража. Народ.

В день смотрин народ стекается на дворцовую площадь. Женихи выстраиваются перед троном. К трону торжественно выходят царь-отец и обе царевны в сопровождении няни. Народ шумит, приветствуя своих правителей.

Церемония представления женихов начинается.

Церемониймейстер. Его высочество принц королевства Кренделькерии Круассан IV-й.

Вита. Кренделькерия? А, это – то самое королевство, столица которого находится в таком месте, координаты которого при делении дают число пи?

Круассан. Пи?

 

В народе восторженный ропот.

- Какая умная наша царевна!

- Вот это эрудиция.

- Ерундиция?

- Да-а, ума палата…

 

Вита. Именно, пи.

Круассан. Признаться, мне до сих пор не приходило в голову делить наши координаты... и с кем делить?.. И вообще, зачем делить, когда лучше умножать.

Народ смеется.

Виталина. Ваше государство должно быть очень сладкое?

Круассан. Почему сладкое?

Виталина. Ну, ведь Кренделькерия – это почти что кондитерская! А вы в вашем жабо очень похожи на пирожное с кремом.

Царь Витланд нервничает, няня Татаня дергает Виталину за платье. Народ в недоумении.

 

- Сравнить принца с пирожным…

- Какая странная царевна.

- А моего мужа посадили в тюрьму за то, что он сравнил Луну с долькой лимона...

 

Вита приходит на помощь.

Вита. Сестра хотела сказать, что… реклама кондитерской промышленности вашей страны находит отражение в вашем костюме.

Принц в замешательстве, Царь делает незаметный знак церемониймейстеру.

Церемониймейстер (представляет второго жениха). Вас приветствует Карабахан-Кизил-Бархам – сын султана Восточных империй.

Карабахан-Кизил-Бархам (говорит на тарабарском языке, певуче). Щенвосхи я отойкрас шихва честввысо!

Переводчик (переводит). Я восхищен красотой Ваших высочеств.

Сын султана кланяется, царевны отвечают ему церемонным поклоном, Виталина еле сдерживает смех. Вита замечает переводчику.

Вита. Вы неточно переводите.

Карабахан-Кизил-Бархам продолжает свою речь.

Карабахан-Кизил-Бархам. Щиныжен ядл няме – оэт дызвез ан бесахне.

Переводчик (начинает переводить). Женщина для меня – это звезда на небе...

Вита перебивает.

Вита. Он сказал: «Женщины для меня – это звезды на небесах». Единственное и множественное число принципиально отличаются не только в речи, но и в брачных традициях разных стран. (Начинает говорить с Карабахан-Кизил-Бархамом на его языке.) Гумо я тьбы котоль войпер и ственнойедин ойжен.

Карабахан-Кизил-Бархам. Ядл щиныжен нееваж тьбы ен ственнойедин, а мойлюби.

В народе возгласы восхищения образованностью царевны.

- Как она легко говорит на этом трудном языке!

- Я бы и двух слов не связал…

- Язык сломаешь.

- На то она и царевна.

 

Виталина (хлопает в ладоши). Как они смешно говорят, мне кажется, что это наша канарейка Грета передает привет попугаю Артуру, который улетел в прошлом году из клетки. Грета расспрашивает Артура о тёплых краях…

 

В народе ропот. Отдельные тихие реплики:

- Что она делает?

- Она же… фантазирует...

- Королевским дочкам все можно.

- Им закон не писан.

 

Татаня нервно кашляет. Вита снова пытается сгладить ситуацию.

Вита. Сестра в последнее время увлеклась орнитологическими исследованиями...

 

Витланд нервно делает знак церемониймейстеру.

Церемониймейстер (представляет следующего жениха). Королевич Во из страны Мегагерция!

Вита. О! В Вашей стране разрабатывают новейшие папютерные программы! Я буду рада, если вы мне поможете разобраться в последней версии Индеикс-аутэль си эс 16.

Во. 16? Но я знаком только с 12-ой версией...

В народе возгласы одобрения в адрес царевны.

Виталина (мечтательно). Индеикс, Аутель… Это похоже на имена сказочных героев.. Когда Индеикс впервые увидел Аутель, ей как раз исполнилось 16 лет, и они, конечно же, сразу полюбили друг друга...

 

В народе ропот:

- Она опять фантазирует...

- Да что же это такое?

- Ни стыда, ни совести...

- При всех! Безнаказанно!

 

Виталина (оправдываясь). Когда я слышу названия этих папютерных программ, у меня просто сами собой придумываются сказки.

 

В народе взрыв негодования:

- Придумываются?..

- Сказки?..

- Она призналась!

- Преступница!!!

- Царская дочь – фантазерка...

- Позор!!!

- В тюрьму!

Одинокий женский голос:

- Бедняжка...

Эту реплику тут же заглушают другие.

- Нашла кого жалеть.

- В тюрьму ее! В тюрьму!!!

- Закон для всех един!

- В тю-ю-рьму-у! В тю-ю-рьму-у!!! В тю-ю-рьму-у!!!

 

Отдельные реплики тонут в хоре возмущенных голосов. Витланд, Татаня, Вита и все придворные в панике и растерянности.

Татаня. Нужно срочно увести царевен. Здесь становится опасно.

Царь-отец. Они подумают, что я покрываю преступницу.

Татаня. Это же ваша дочь! Не посадите же вы ее в тюрьму!

Народ. В тю-ю-рьму-у! В тю-ю-рьму-у!!! В тю-ю-рьму-у!!!

Церемониймейстер. Дело пахнет бунтом.

Царь-отец. Что же делать?

Церемониймейстер (конфиденциально). Пожалуй, в тюрьме ей сейчас будет безопасней.

Царь-отец. Да, вы думаете?.. (Громко.) Стража! Отведите царевну Виталину в тюрьму. (Виталину уводят.)

Татаня. Как же это… Ваше величество… Наша девочка…

Царь-отец. Закон есть закон!

Музыка. Народ расходится. Сцена погружается в темноту.

 

Сцена 5.

Тюремщики, Виталина. Потом Сказочник (в виде куклы).

Сказочная тюрьма для особо опасных преступников. Серьезные тюремщики в униформе. Виталину ведут в ее камеру. Гулкие шаги напоминают стук испуганного сердца.

Виталина. Почему здесь так темно? Это, должно быть, заколдованный замок? (Тюремщики не отвечают, им не положено.) Почему Вы молчите? Понимаете, мне немного страшно… Точнее, очень даже много… Я никогда раньше не бывала в тюрьме. Ну почему же вы молчите? А? (Придумывая.) А-а-а… Я догадалась! Вы, наверное, тоже заколдованные! Здесь хозяин – злой великан…

Тюремщик. Молчать! (Толкают ее в камеру.)

Виталина. Не трогайте меня! У меня острая кукарекия! Вы можете заразиться! Ку-ка-ре-ку!

Тюремщики запирают дверь. Удаляются.

Оставшись одна, девушка совсем было приуныла, но берет себя в руки, осматривает свое новое жилье, вскрикивает, замечая на стене паучка.

Ничего-ничего... Чего это я тебя испугалась, ты всего лишь обычный паучок. Ты здесь живешь, будем теперь здесь жить вместе, раз уж меня сюда посадили… Или нет… Так не интересно… (Радуясь новой выдумке.) Я просто сама заперлась в высокой башне, потому что… Потому… Потому что жду принца и дала обет не выходить отсюда, пока он не вернется из дальнего путешествия...

 

Сцена 6.

Вита, Витланд, Татаня.

Царь Витланд нервно ходит по «детской» комнате. Татаня плачет. Вита сидит за папютером, печатает. За окном ночь.

Татаня. Неужели ничего нельзя сделать? Бедная моя девочка! Бедная Виталина!

Царь-отец. Я не могу подвергать опасности устои государства.

Татаня. Даже если в тюрьме ваша родная дочь?!

Царь-отец. Тем более!

Татаня. Бедная девочка, она там совсем одна. И некому ее приласкать… Отправьте меня к ней. Я хочу в тюрьму.

Вита. Эти слова тоже заносить в протокол?

Царь-отец. Эти – не надо.

Татаня. Какой протокол? Зачем протокол?

Вита. Для архива.

Татаня. Как можно думать про архив в такой момент? Что же делать?

Вита. Женихи еще не разъехались.

Царь-отец. Если женихи не разъехались… Пусть завтра праздник продолжается. Я так решил.

 

Сцена 7

Виталина, Сказочник, знакомый по прологу.

Виталина в тюрьме, за окошком ночь. Девушка пытается заснуть, но не может.

Виталина. Мне сегодня никто не пожелал спокойной ночи. (Вздыхает.) И никто не пожелал, чтобы я не видела снов. (На глаза наворачиваются слезы.) Но я не буду грустить! Не буду! Моя умная сестра Вита говорит, что грустить непродуктивно. Я лучше придумаю новую игру... Например, что я ищу здесь клад, он замурован в стене и надо его найти. По-моему, замечательная игра!

Вдохновленная очередной выдумкой, Виталина начинает стучать по стене. Неожиданно раздается стук с другой стороны.

Ой, волшебная стена... Отзывается...

Стучит снова. Из-за стены доносится чуть слышный голос.

Виталина. Что? Кто там?

Сказочник. Подойди ближе к окну, там, в стене, есть один кирпич, который вынимается…

Виталина идет в указанном направлении, Сказочник вытаскивает один кирпич, в стене между камерами образуется маленькое окошко, голос становится слышнее. Камера старого Сказочника с другой стороны стены.

 

Сказочник. Ты давно здесь? Эта камера раньше пустовала.

Виталина. Я сегодня только первый день.

Сказочник. А ты не знаешь, это правда, – говорят, в нашу тюрьму посадили одну из царских дочерей?

Виталина. Да-да, правда! Это – я.

 

Тюремщик под дверью.

Тюремщик. Эй, что за шум? Не положено шуметь. Всем спать.

 

Виталина и ее сосед переходят на шепот.

 

Сказочник. Так ты царская дочка?

Виталина. Да, меня зовут Виталина. А вы кто?..

Сказочник. Я... Мое имя не имеет значения. Я всю жизнь сочинял сказки и меня все называли Сказочник.

Виталина. Сказочник?.. Это значит, что вы... Вы тоже фантазировали?

Сказочник. О! Фантазировал... Я сочинял! Я писал сказки! Мои сказки читали детям на ночь, и они засыпали с улыбкой на лице.

Виталина. Сказки? Детям?.. Не может быть...

Сказочник. В нашей стране тогда жили поэты, художники, артисты. Их любили, ими восхищались. Фантазия тогда была в цене.

Виталина. Но ведь фантазия – преступление!

Сказочник. Это сейчас, согласно указу... А на самом деле...

Виталина. Что?.. Что на самом деле?

Сказочник. Давным-давно, когда вы с сестрой были совсем маленькими, царица Искряна, ваша мать, нарисовала радугу и ушла по ней… Наверное, она погуляла бы и вернулась, но царь Витланд так испугался, что запретил фантазию, и радуга исчезла….

Виталина. Значит, когда-то фантазировать было можно!?

Сказочник. А хочешь, чтобы тебе не было грустно, я придумаю для тебя сказку?

Виталина. Конечно, хочу! Для меня еще никто не придумывал сказок… А давай мы придумаем ее вместе.

 

Сцена 8.

Вита, три жениха.

В царском дворце после перерыва на скандал продолжается праздник. Вита танцует церемониальные котильоны с претендентами на ее руку и сердце. Во время танцев с некоторыми из них она перекидывается отдельными фразами.

Круассан. Многоуважаемая царевна Вита, я буду счастлив видеть вас принцессой Кренделькерии.

Вита. Боюсь, что мы не сойдемся характерами.

Круассан. Почему же, у меня вполне покладистый характер.

Вита. Вы очень любите сладкое. А я предпочитаю географию и математику.

 

Танцы продолжаются.

 

Карабахан-Кизил-Бархам говорит что-то Вите на своем языке. Вита лукаво наклоняет голову, и что-то на том же языке отвечает. Карабахан-Кизил-Бархам вспыхивает и стремительно уходит. Танцы продолжаются.

 

Королевич Во. Я хотел бы исправить свою оплошность с программой Индеикс-аутэль. Хочу познакомить вас с новой разработкой Роксиордэкспресс 2ДД. Эта программа совмещает в себе функции четырех разных программ и...

Вита. Спасибо, я в курсе. Я уже изучила эту программу прошлым летом.

Во. В стране Бирюзовых озер смогут оценить ваш ум.

Вита. Вероятно. Но, боюсь, что наши с вами интересы находятся на разных уровнях.

 

Сцена 9.

Виталина, Сказочник.

В тюрьме Виталина и Сказочник около «окошка» в стене продолжают придумывать сказку.

Сказочник. ...И тогда царевна распугала всех женихов и осталась одна, так и не найдя себе достойного.

Виталина. А пусть один жених опоздал на бал, и он едет во дворец, когда все оттуда возвращаются.

Сказочник. Опоздал?.. Хорошо. Государство его было на краю света, и новости туда доходили с трудом.

Виталина. Итак, он едет во дворец.

 

Сцена 10.

Бамбурей, три жениха.

По дороге в сторону дворца идет князь Бамбурей. Вдали он видит процессии отвергнутых женихов.

Бамбурей (кричит кому-то). Подскажите, верно ли я еду во дворец Витланда XV-го?... Что? Верно, только зря?.. Почему зря? (Видит другого всадника.)

Бамбурей (зовёт). Скажи, любезный, а что – царевна уже выбрала себе мужа?.. Что?.. Нет?.. Достойных не нашлось?

Навстречу Бамбурею принц Круассан на плюшкомобиле (автомобиль, топливом которого являются плюшки). Плюшкомобиль притормаживает, в процессе разговора он потребляет больше плюшек, чем во время быстрой езды.

Бамбурей. Простите, вы из дворца? А не знаете, так ли хороша невеста, как говорят?

Круассан. Уж так хороша, так хороша! (Чуть не плача.) Вот только сладкого не любит.

Уезжает. Навстречу едет на верблюде Карабахан-Кизил-Бархам.

Бамбурей. Уважаемый, расскажите, что там во дворце происходит.

Карабахан-Кизил-Бархам начинает ругаться, отчего его птичий язык становится лающим и каркающим. За ним едет Переводчик на ослике.

Карабахан-Кизил-Бархам. Лиес ыб сев щиныжен либы киета, как аэт евнацар, ан млезе нодав ыб упилнаст ецкон тасве.

Переводчик (переводит). Если бы все женщины были такие, как эта царевна, на земле давно бы наступил конец света.

Бамбурей. То есть?

Карабахан-Кизил-Бархам. Риархатмат!

Переводчик. Матриархат.

Ослик ускакивает за верблюдом.

Навстречу Бамбурею низёхонько пролетает Королевич Во на саможабре (что-то среднее между дирижаблем и самолётом)

Королевич Во (сам с собой). Ничего, я ее завоюю, я буду учиться... (Бамбурей хочет к нему обратиться с вопросом, тот ничего не замечает вокруг.) Я буду учиться день и ночь. Я разработаю 17-ую версию Индеикс-аутэль... (Улетает.)

 

Сцена 11.

Царь, Вита, Татаня.

Во дворце, в тронном зале Царь-отец, Вита и Татаня. Витланд нервно ходит по залу. Вита рассматривает себя в одном из многочисленных зеркал. Татаня грустно стоит за троном.

Царь-отец. Почему? Почему?.. Объясни мне, почему?!

Вита. Среди них не оказалось ни одного достойного.

Царь-отец. Лучшие женихи мира!..

Вита. Если эти лучшие, то я предпочитаю остаться старой девой.

Царь-отец. А кому я передам трон?

Вита. Мне.

Татаня (робко). Ваше величество, разрешите мне хотя бы свидание с Виталиной.

Царь-отец. Нельзя! Надо подождать, когда улягутся волнения.

Вита. Почему бы вам не передать трон мне? Я уже доказала, что я лучшая царевна на свете.

 

Сцена 12.

Те же и Бамбурей. Потом начальник стражи.

В тронный зал решительно входит Бамбурей. За ним растерянный начальник стражи.

Царь-отец. В чем дело?

Начальник стражи. Мы не пускали, но он сказал, что жених.

Бамбурей. Я слышал, у вас тут невеста всех женихов распугала. (Вита демонстративно отворачивается.) Так я не из пугливых. (Представляется.) Князь Бамбурей, правитель отважных бамбуров.

Вита (через плечо). Бамбуры – это же дикий народ. В их стране даже не знают о папютерах.

Бамбурей. Зато там хорошо знают, как обращаться с оружием. И с капризными невестами.

Вита. Дикари. (Начальнику стражи.) Прогнать!

Царь-отец. Не надо! (Вите.) Подожди, дочка! Князь наш гость… и жених.

Вита. Жених? (Фыркает.) Это чудовище?! Никогда! (Демонстративно уходит.)

Царь-отец. Царевна сегодня не в настроении.

Бамбурей. Вы – царь, вы – отец! Прикажите ей вернуться. Я не привык, чтобы меня так принимали.

Витланд недоуменно смотрит вслед дочери, не узнавая в строптивой царевне вчерашнюю примерную девочку.

Царь-отец. Боюсь, князь, что она не послушается…

Бамбурей. Что значит, не послушается? Кто тут царь?

Царь-отец. Если вы ей не понравились, не стоит ей перечить. Вам лучше уйти.

Бамбурей. В таком случае, я… Я вынужден объявить Витландии войну.

Уходит, за ним начальник стражи.

Действие 2.

Сцена 13.

Сказочник, Птичка, Виталина.

В тюрьме раннее утро. К зарешеченному окошку камеры Сказочника прилетает Птичка, он кормит ее припасенными хлебными крошками. Птица что-то щебечет.

Сказочник. Это хорошие новости. Я передам их моей милой соседке.

 

В соседней камере первые лучи солнца касаются щеки спящей Виталины. Царевна просыпается, бежит к условному кирпичу в стене, стучит условным стуком.

В соседней камере, услышав стук, Сказочник подходит к «окошку».

Виталина. Доброе утро, милый Сказочник.

Сказочник. Как тебе спалось, королева фантазеров?

Виталина. Спасибо, милый Сказочник. А я всю ночь смотрела сны! И мне приснилось продолжение нашей сказки.

Сказочник. Вчера мы придумали, что наша сказочная царевна отказала и последнему жениху, но он не уехал, а остался и решил во что бы то ни стало завоевать ее сердце.

Виталина. Нет, нет, нет, все было иначе… Мне приснилось, что он уехал. Но решил завоевать всю страну!

Сказочник. Как?

Виталина. Объявил войну.

Сказочник. Сказка про войну… а это не очень страшно? Я никогда раньше не сочинял про войну.

 

Сцена 14.

Татаня, Витланд, Начальник стражи.

Звуки приближающегося войска, взволнованные крики горожан. Выстрелы. Тревожная музыка.

По залу от окна к окну мечутся Татаня и Витланд.

Татаня. Стража не успела закрыть ворота!

Царь-отец. Ворота… не успели…

Татаня. Все разбегаются кто куда… прячутся по домам.

Царь-отец. Все… По домам…

Татаня. Сколько солдат!.. Они приближаются…

Царь-отец. Приближаются… Что же делать?

Начальник стражи вбегает, замирает в растерянности перед Витландом.

Начальник стражи. Бегите, Ваше Величество! Мы не удержим дворец… Все произошло слишком внезапно…

Царь-отец. Пошлите парламентеров. Мы не хотим лишних жертв.

 

Начальник стражи выбегает.

Татаня. Внезапно… Ваше Величество, но вы же знали… Вчера…

Царь-отец. Да, знал… Но… Я был уверен, что он шутит. Наша страна не воевала 200 лет. Ни мой отец, ни мой дед – никто не воевал. Мы забыли, как это делается…

Татаня. Как же мы убежим, ведь наша девочка в тюрьме!..

 

Сцена 15.

Птичка, Сказочник.

Птичка прилетает в камеру Сказочника, садится ему на плечо, что-то щебечет ему на ухо.

Сказочник. Что ты говоришь!.. Война?.. Не может быть…

Птичка щебечет утвердительно. Сказочник потрясен.

Но ведь это уже не сказка. Что же это получается: то, что мы придумываем, происходит на самом деле?..

 

Сцена 16.

Парламентер Бамбурея, Витланд, Татаня, Вита.

В тронном зале парламентер от Бамбурея, Витланд, Вита, Татаня. За окнами шум войска бамбуров.

Парламентер. …и князь требует, чтобы царевна Вита немедленно явилась к нему в шатер, поклонилась до земли и сказала…

Вита. Я? Поклонилась? Никогда!

Царь-отец (дочери, тихо). А кто вчера его так разгневал?

Парламентер (разворачивает свиток с текстом, зачитывает). …Поклонилась до земли и сказала: «Прости меня, о, светлейший князь, за непокорность! Отныне и навсегда признаю в тебе мужа и господина!»

Вита. Господина?! Да я лучше умру, чем выйду замуж за этого бамбура!

Царь-отец (кивает на окно). Посмотри на его войска. Если ты откажешься, умереть придется всем.

Парламентер (продолжает читать). После этого она должна поцеловать хозяину руку и готовиться к свадьбе.

Вита. Что?!. Хозяину?.. Целовать руку этому чудовищу?!. Никогда!!!

Витланд в отчаянье воздевает руки к небу, Татаня плачет, Парламентер зачитывает дальнейшие указания князя.

Парламентер. В случае отказа мы должны немедленно отправить строптивую царевну в тюрьму, а всех остальных заключить под домашний арест.

 

Сцена 17.

Сказочник, Виталина. Потом Вита и тюремщик.

В тюрьме Сказочник и Виталина у стены с вынутым кирпичом, каждый со своей стороны. Оба взволнованны и озабоченны.

Сказочник. Я и раньше подозревал, что фантазия влияет на жизнь, но чтобы все придуманное вот так сразу… происходило…

Виталина. Значит, мы срочно должны придумать сказке хороший конец.

Сказочник. Да, конечно! Только… всё не так просто…

Виталина. Мне почему-то ничего не приходит в голову.

Сказочник. Теперь главное не торопиться. Очень важно найти правильное решение. От этого зависит сейчас слишком многое.

Виталина. Давай каждый хорошенько подумает. Как только что-нибудь придет в голову, стучи.

Сказочник. Боюсь, я взвалил на тебя слишком тяжёлую ношу. Я должен сам…

В тюремном коридоре шум. В камеру Виталины вталкивают Виту. Захлопывают дверь, запирают на засовы. Сестры в шоке от неожиданной встречи.

 

Сцена 18.

Глашатай князя Бамбурея. Народ.

Шум города. Все стихает, когда Глашатай разворачивает свиток.

Глашатай. «Все жители должны приносить на дворцовую площадь пищу для нашего славного войска, а также золото и драгоценности. А главное, молить небо, чтобы царевна Вита стала женой князя Бамбурея. Если через три дня она не согласится, вся Витландия будет сметена с лица земли!»

Параллельно с речью глашатая раздаются реплики перепуганных жителей.

- Что же теперь будет?

- Хоть бы царевна Вита согласилась!

- На это надежды мало.

- «Витландия… сметена с лица земли» - что он такое сказал?

- Ужас! Ужас! Ужас!!

 

Сцена 19.

Вита, Виталина.

Вита и Виталина в тюремной камере. Виталина утешает плачущую Виту.

Виталина. Надо же! Все случилось совсем, как в нашей сказке…

Вита. Я просто хотела быть самой лучшей царевной на свете, самой умной, самой образованной…

Виталина. Неужели этот князь такой страшный?

Вита. Просто чудовище!.. Требовать такое от царевны!

Виталина. Там папа, Татанюшка! Надо что-то делать.

Вита. Но я никогда не смогу…

Виталина. Надо их спасать!

Вита. Никогда, никогда, никогда!

Виталина. Подожди-подожди… ведь ты, кажется, сказала, что сразу отвернулась от него, когда он ворвался в тронный зал… Значит, он не успел тебя как следует разглядеть…

Вита. Да. Но что это меняет?

Виталина. А то, что если мы поменяемся одеждами, он может не заметить подмены!

Вита. Может, и не заметит, но…

Виталина. Тогда что же мы медлим? Давай скорее твоё платье!

Вита. Как? Ты согласна унижаться перед бамбуром и стать его женой?

Виталина. Но иначе погибнут все!

 

Сцена 20.

Бамбурей, Стражник Бамбурея, Татаня, Витланд.

Бамбурей нервно ходит по залам опустевшего дворца. Звуки бьющейся посуды и других разрушений. Возгласы солдат. Бамбурей подзывает воина-посла.

Бамбурей. Прекратить беспорядки! Срок на раздумье еще не истек. Мы не варвары, мы бамбуры!

Войдя в детскую, Бамурей яростно рычит при виде папютеров. Затем трогает антенны, ручки, кнопки. Папютер начинает рычать и звенеть, выбрасывая цветные бумажки.

Бамбурей. Ничего себе штуковина. Интересно, как она работает

Прибегает стражник.

Стражник. Разрешите доложить: четверо жителей ничего не сдали согласно вашему приказу и вообще говорят, что у них ничего нет, и детей кормить нечем. Что с ними делать? Казнить?

Бамбурей (экспериментирует с папютером, тыкая разные кнопки). Накормить.

Стражник. Чего?

Бамбурей. Если дети хотят есть, их надо кормить. Иди выполняй.

 

Сцена 21.

Вита, Виталина.

В тюрьме сестры поменялись одеждами. Вита заканчивает делать Виталине прическу, какая была у нее в день сватовства. Теперь Виталина отличается от прежней Виты только лицом.

Виталина. Я постараюсь представить себе, что он не такой уж и плохой. Ведь когда-то он был ребенком… Наверное, он любил свою маму… А может быть, у него даже были сестренки и братишки… Интересно, а видит ли он сны, когда спит…

Вита. Итак, теперь ты – Вита. Смотри не проговорись.

Виталина. Не проговорюсь. Не волнуйся, все будет хорошо.

Вита. Это ты волнуешься, вон, как руки дрожат.

Виталина решительно стучит в дверь камеры. Тюремщик приоткрывает дверь.

Виталина. Ведите меня к Бамбурею, царевна Вита согласна на его условия.

 

Сцена 22.

Татаня.

Комнатенка во дворце, где заперта Татаня. Заплаканная няня смотрит в окно на шатер завоевателя, на его войско, на вереницу жителей, несущих дань.

Татаня …Толпа расступается… стражники кого-то ведут…. Ой, глаза уже не те, не рассмотрю никак… Вита? Неужели она согласилась? Девочка моя! Маленькая! Она решила принести себя в жертву!.. Спасти страну… но какой ценой!!!

 

Сцена 23.

Бамбурей, посол, Виталина, начальник стражи, тюремщик.

Бамбурей восседает на троне, победоносно взирает на покоренную царевну. У трона его посол-приближенный. Начальник стражи и тюремщик вводят Виталину, одетую в одежду Виты.

Бамбурей. Ну, я жду.

Виталина с опаской поднимает голову, смотрит на князя. Затем медленно подходит и низко кланяется. Бамбурей доволен.

Виталина. А ты не такой уж страшный. У тебя добрые глаза… (Спохватившись, что чуть себя не выдала.) Странно, что я раньше этого не заметила.

Бамбурей. Говори, как я велел… Может, ты забыла слова…

Делает знак своему человеку, тот дает царевне свиток с текстом на случай, если она не помнит точно слова. Она бросает взгляд на текст.

Виталина. Спасибо, ты очень заботлив. Прочесть любые слова легче, чем произнести их, глядя в глаза. (Читает.) «Прости меня, о, светлейший князь, за непокорность!» (Переводит взгляд на князя.) Когда меня вели сюда из тюрьмы, я не заметила разрушенных домов или пожаров. Ты добр к жителям нашего города.

Бамбурей. Я был уверен в твоем благоразумии. Зачем же разрушать свою будущую вотчину? Но ты еще не все сказала. (Кивает на свиток с текстом.)

Виталина (заглядывая в текст). «Отныне и навсегда… Признаю в тебе мужа и господина!» (Глядя в глаза князю.) Стать женой такого достойного воина, как ты, – это большая радость… Ты знаешь, я видела тебя во сне. Я тонула в море, ты увидел меня с высокого берега, бросился в воду и спас.

Бамбурей. Совсем недавно ты разговаривала иначе.

Виталина. В тюрьме у меня было время подумать.

Бамбурей. Что-то я тебе не очень верю. Что за хитрость у тебя на уме?

Виталина. В нашей стране любая выдумка – преступление, я говорю только то, что вижу. Я вижу, что ты очень добрый, хочешь сейчас освободить моего отца, няню, всех придворных; а, получив обещанное приданое, хочешь построить новый дворец, посадить чудесный сад…

Бамбурей. Как ты можешь все это видеть? Ты все-таки выдумываешь.

Виталина. Я вижу это в твоих глазах. Ах, да, мне нужно еще поцеловать твою руку.

Виталина делает движение к руке. Князь останавливает ее.

Бамбурей. Достаточно. Готовься к свадьбе. (Своему придворному.) Передайте царю Витланду, он больше не пленник. А я снова его гость и жених.

 

Сцена 24.

Сказочник, Вита.

В тюрьме Сказочник стучит в стену. Вита сначала пугается стука, потом идет на звук, подходит к вынутому кирпичу в стене, слышит голос.

Сказочник. Виталина, ты здесь?

Вита в замешательстве что-то невнятно бормочет в ответ.

Вита. Если Виталина теперь Вита, то, значит, я – Виталина?

Сказочник. Я придумал продолжение сказки, у нашей царевны должна быть сестра. Они очень похожи, и вот сестры решили поменяться одеждами. А дальше я пока не придумал…

Вита (себе). Откуда он все знает, он нас выдаст…

Сказочник. Но я обязательно придумаю и сразу тебе сообщу… Виталина! Как ты там? Ты меня слышишь?

Вита. Да, да Виталина на месте, всё нормально.

Сказочник. Бедная моя девочка… Держись!

 

Сцена 25.

Виталина, Татаня, Витланд.

В бывшей детской, приведенной в порядок после разгрома, спиной к входящим сидит Виталина. Вбегают Витланд и Татаня.

Татаня (со слезами). Девочка моя, Вита! Как же ты отважилась! И я ещё сомневалась в твоей доброте. А ты… А ты…

Царь-отец. Бамбурей объявил мир и освободил нас, как только ты согласилась.

Татаня. Спасибо тебе! Ты спасла всю нашу страну!

Няня бросается к царевне обнять и поцеловать ее, застывает от удивления, заглянув в лицо и поняв, что перед ней Виталина, а не Вита.

Царь-отец. Я всегда знал, что ты лучшая из моих дочерей. Не то, что твоя непутевая сестрица. Только ты могла…

Виталина разворачивается, отец узнает ее, замирает в изумлении, прерывая речь на полуслове. Немая сцена.

 

Сцена 26.

Татаня и другие.

Во дворце подготовка к свадьбе. Музыка. Счастливая Татаня смотрит в окно.

Татаня. Солдаты Бамбурея высаживают цветы. Глашатаи на площадях трубят о предстоящей свадьбе, о готовящемся пире для всех жителей. Музыканты репетируют свадебные мелодии. Пиротехники готовят фейерверки.

 

Сцена 27.

Сказочник, Вита. Птичка.

В камеру Сказочника прилетает Птичка, щебечет старику на ухо. Сказочник бежит к стене, стучит, вызывая соседку.

Сказочник. Виталина, у меня хорошие новости: Царевна Вита согласилась! В стране мир! Война кончилась!

Вита, услышав новость, хочет стучать в дверь камеры, чтобы ее выпустили, но вдруг понимает, что раз она теперь Виталина, то сидит в тюрьме за фантазерство и может просидеть всю жизнь.

Вита (с собой). Стоп, надо успокоиться и все обдумать. В стране мир, это хорошо. Виталинка выходит замуж за это чудовище. Это тоже хорошо. Но я в тюрьме, это плохо. Чтобы выйти на свободу мне, если я теперь Виталина, нужно… Мне нужно… исправиться, отречься от фантазерства, взяться за ум и снова стать любимой дочерью и лучшей из царевен.

Сказочник стучит в стенку, волнуется.

Сказочник. Виталина! Почему ты молчишь? Ты слышала, в городе праздник! Все ликуют и славят Виту, которая спасла страну. Все кончилось хорошо! Правда, не совсем так, как в нашей сказке, но… В конце концов это не так уж и важно.

Вита. Не важно… Не важно, что меня славят, а я сижу здесь и не могу назвать своего имени…

Сказочник. Виталина, какого имени? Я не понимаю.

Вита. А тебе и не надо понимать. Заткнись! Мне надоела твоя сказка.

Сказочник в своей камере недоумевающе смотрит на стену.

 

Сцена 28.

Татаня, Витланд, Виталина.

В детской Виталина утешает плачущую Татаню, Витланд рядом в сильном смущении.

Виталина. Что же ты плачешь, нянюшка, все же хорошо. В стране мир.

Татаня. Да, да, конечно. Только Вита теперь в тюрьме.

Виталина. Но она же ни в чем не виновата, и папа ее выпустит.

Царь-отец. О-о!! Если бы! Если мы ее выпустим, нам придется признаться, что она – Вита. Но ведь это она должна была идти замуж за Бамбурея, а она не хочет. И что же –  снова война?

Татаня. Давайте выпустим ее, как Виталину.

Царь-отец. А Виталина заключена в тюрьму как преступница, фантазерка. И если мы выпустим её сейчас, опять начнутся народные волнения.

Все в замешательстве обдумывают создавшееся положение. Царь Витланд не находит себе места.

Виталина. Отец, скажи, а разве не фантазия только что спасла твою страну? Ведь без фантазии я не смогла бы заменить Виту и стать невестой Бамбурея.

Татаня (с опаской высказывает крамольную мысль). Выходит, что фантазия может быть… полезной?

Царь-отец (в растерянности). Да… но согласно указу…

Виталина. А кто издал этот указ?

Царь-отец. Я.

Виталина. Значит, ты можешь издать и другой, который разрешает фантазию.

Царь-отец. Другой указ?.. Разрешающий?.. А что, это идея! Хм… Но если уж на то пошло, то я пойду дальше! Я издам указ, объявляющий фантазию полезной для государства.

Татаня. И Виточку освободят из тюрьмы!

Виталина. И всех фантазеров, раз они больше не преступники.

Царь-отец (со вздохом). М-да, придется выпустить всех.

Виталина. Отец, у меня к тебе просьба. Единственная, но очень важная. Обещай, что выполнишь.

Царь-отец. Ну, хорошо, в качестве свадебного подарка.

Виталина. У меня в тюрьме друг, старый Сказочник. Я очень хочу, чтобы отныне он жил во дворце.

Царь-отец (стонет). Сказочник, во дворце…

Виталина. Ты обещал.

Царь-отец. Ну, хорошо, хорошо… Я назначу его… Кем бы его назначить?.. О, придумал! Министром фантазии и сочинительства.

 

Сцена 29.

Глашатай.

Глашатай читает новый указ государя:

«Отныне и навсегда фантазия в Витландии объявляется полезной для государства. А вредным – только обман с корыстной целью. В связи с этим указом и по случаю свадьбы любимой дочери Витланд XV-й освобождает из тюрьмы всех бывших преступников-фантазеров!»

Пауза.

- Их освободят?.. Это правда?

- Фантазия? Полезна?

- Дождались!!! Ура!!!

- А может, это опасно…

- Свободу мечтателям!!!

 

Сцена 30.

Бамбурей. Виталина. Придворный Бамбурея.

В тронном зале наряды и подарки для невесты. Бамбурей диктует распоряжения своему придворному. Входит Виталина.

Бамбурей. Это все для тебя. Подарки к свадьбе. Купцы из разных стран доставили их сегодня утром.

Виталина. Какая красота… Спасибо! Сегодня ночью мне приснилось, что мы с тобой танцуем под прекрасную музыку.

Бамбурей (придворному). Далее… сюда к моей свадьбе пусть пришлют певцов и музыкантов. Свадьба должна быть веселой. (Придворный выходит.) Правда, я не умею танцевать…

Виталина. Жаль...

Бамбурей. Но я попробую научиться.

Виталина (рассматривает наряды и подарки). Зачем так много всего, мне не нужно столько, я и так счастлива.

Бамбурей. Счастлива?

Виталина. Да. Потому что выхожу замуж за любимого.

Бамбурей. А ты уверена, что не выдумываешь? (Лукаво.) Теперь в вашей стране это разрешено законом, и у меня есть повод заподозрить тебя во лжи.

Виталина. Теперь уже нет… Знаешь, иногда что-то выдумаешь, потом поверишь в это. А потом это становится правдой.

Бамурей.  Ну что ж, посмотрим.

 

Сцена 31.

Вита, Татаня.

Татаня и Вита у окна в комнате царевен (бывшая детская). С улицы слышны отдельные фразы.

 - Да здравствует царевна Вита!

 - Вы слышали, он так в нее влюблен!

 - Да здравствует Витланд XV-й, освободитель фантазеров!

 - А какие богатые подарки купил невесте Бамбурей!

 - У меня из тюрьмы вернулся сын!

 - А у меня муж!

 - Слава царю Витланду!

 - Да здравствует любовь!

 - И фантазия!

 - Да здравствует фантазия!

 - И любовь!!!

 

Вита. Какие глупые людишки, ведь бедная сестра выходит замуж за чудовище.

Татаня. Да что ты, она так счастлива, она говорит о нем столько хорошего.

Вита. Это она выдумывает, она просто хочет себя успокоить.

Татаня. У нее так сияют глаза!

Вита (тихо). Но ведь это я должна была быть на ее месте.

Татаня. Ты ведь рада за сестру?

Вита (сквозь зубы). Рада. Очень.

 

Сцена 32.

Сказочник, начальник стражи.

Старый Сказочник стоит на пороге тюрьмы, щурится от солнечного света. Птичка сидит у него на плече, поет веселую песенку. Слышен шум подъезжающей царской кареты. Выходит придворный, начальник стражи, кланяется.

Начальник стражи. Скажите, вы тот Сказочник, который сидел в тюрьме по соседству с царевной?

Сказочник. Да.

Придворный жестом приглашает его в карету.

Начальник стражи. Прошу пожаловать.

Сказочник. Зачем?

Начальник стражи. Согласно царскому указу Вы назначены министром фантазии и сочинительства.

 

Сцена  33.

Все.Начало брачной церемонии. Виталину в свадебном платье подводят к жениху. Внезапно объявляется Вита тоже в нарядном белом платье, похожем на свадебное.

Вита. Стойте! Я хочу, чтобы все знали правду! Настоящая невеста – я, царевна Вита, это ко мне сватался Бамбурей, а Виталина – обманщица, она воспользовалась нашим сходством и заняла мое место.

Общее замешательство. Бамбурей разглядывает девушек и замечает, что они действительно очень похожи.

Бамбурей (Виталине). Что ты можешь на это сказать?

Виталина от неожиданности молчит.

Бамбурей. Так кто ты – Вита? (Виталина молчит.) Или Виталина?

Виталина. Ты не знал ни Виты, ни Виталины. Ты хотел жениться на дочери царя Витланда пятнадцатого, государя Витландии. Тебе было всё равно, на какой дочери.

Бамбурей. Теперь мне не всё равно.

Виталина. Я – дочь царя Витланда. Вот мой отец. Вот моя няня, они подтвердят.

Татаня. Да, да! Она – дочь царя Витланда.

Царь-отец. Она – моя дочь.

Вита. О бесстрашный Бамбурей, ты хотел жениться на той, к которой сватались сотни женихов и которая всем отказала. А вовсе не на той, которая не смогла понравиться ни одному и оказалась в тюрьме. Разве тебе нужна невеста, на которую не польстился ни один из женихов?

Бамбурей. Мне нужна невеста, которая станет хорошей женой.

Вита. Няня Татаня, отец, что же вы молчите? Вы-то знаете, к которой из сестер сватался Бамбурей!

Татаня (царю тихо). Если фантазия теперь разрешена, то, наверное, можно на этот вопрос ответить как-нибудь…

Царь-отец (тихо Татане). Я не могу ничего придумать, я просто этого не умею.

Татаня (тихо). Как это не умеете? Вы же придумали министерство фантазии.

Бамбурей. Уважаемый правитель Витландии! Так кто же, по вашему мнению, моя настоящая невеста?

Витланд в растерянности. Из-за спин придворных выходит Сказочник.

Сказочник. Простите мою смелость. Я всего лишь Сказочник. Вчерашний преступник. Но разрешите мне сказать два слова князю.

Царь-отец. Говори!

Сказочник (Бамбурею). Ты – мудрый и отважный витязь, подумай сам, кто твоя невеста: та, которая испугалась черных волос и насупленных бровей, или та, что разглядела под ними свет в глазах и доброе сердце? Та, которая из-за своего упрямства ввергла в войну целую страну, или та, что решила вернуть мир, а потом и вправду полюбила тебя?

Виталина. Спасибо тебе, добрый Сказочник! Как жаль, что мы так и не успели с тобой досочинить нашу сказку.

Вита. Какое право имеет этот голодранец вмешиваться в дела государства?!

Татаня. Почему голодранец? Это наш новый министр.

Царь-отец. Да. Министр фантазии и сочинительства. Кстати, почему вы еще не в мундире?

Сказочник. Благодарю вас, Ваше Величество, за огромную честь. Но я… Я умею только сочинять сказки. И хочу остаться Сказочником (Отходит в глубину сцены.)

Вита. Я жду, когда Виталина освободит мое законное место рядом с женихом.

Виталина и все смотрят на Бамбурея  в ожидании его решения.

Напряженная пауза.

Бамбурей (Виталине). Я думаю, что такая царевна, как твоя сестра, достойна лучшей участи, чем стать женой чудовища и правителя дикарей.

Общий смех.

Бамбурей целует Виталину.

Сказочник появляется (это уже актёр), он улыбается сквозь слезы, глядя на счастливую пару. К Сказочнику прилетает птичка, садится на плечо. Что-то  щебечет на ухо.

Сказочник. Да-да, я тоже ее уже вижу!

Над сценой появляется радуга.

- Ой, смотрите. Что это?

- Радуга…

- Радуга, та самая…

- Смотрите, царица Искряна возвращается!..

- Да здравствует князь Бамбурей!

- Да здравствует царевна Виталина!

Звучит праздничная музыка.

Сказочник (в зал). Сказка, которую мы сейчас сочинили, станет самой любимой моей сказкой.

Праздник во дворце. Радуга над ним сияет всё ярче и ярче. Царь, Татаня и Виталина бросаются встречать Искряну. Все ликуют.

 

Занавес.